Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вайсмюллер джонни

Энциклопедический словарь

ВАЙСМЮЛЛЕР Джонни - ВАЙСМЮ́ЛЛЕР Джонни (Jonny Weissmuller, полн. Питер-Джон Вайсмюллер) (2 июня 1904, Фрайбург, Банат, Австро-Венгрия - 20 января 1984, Акапулько, Мексика), американский актер и спортсмен (пловец), пятикратный олимпийский чемпион (1924, 1928), легендарный исполнитель роли Тарзана в фильмах 1930-40-х гг.

Джонни Вайсмюллер родился в семье немецких колонистов на территории современной Румынии. При рождении он получил имя Йонас. Когда мальчик был еще совсем маленьким, родители переселились в США и в документах записали его как Питера-Джона. Будучи студентом Чикагского университета, Вайсмюллер отличался прежде всего успехами в плавании. Он был включен в состав национальной сборной США и достиг высших спортивных успехов на Олимпийских играх (1924, 1928), завоевав пять золотых медалей и установив три мировых рекорда. В 1930 году Вайсмюллер опубликовал автобиографическую книгу «Плавая американским кролем».

В 1932 студия «Метро-Голдвин-Майер» (МГМ) решила уже не в первый раз экранизировать роман Эдгара Берроуза о Тарзане - потерявшемся в джунглях сыне английских аристократов. Продюсеры решили пригласить на главную роль Вайсмюллера. Прекрасные внешние данные, спортивность, доброта, буквально написанная на его лице - эти качества идеально соответствовали роли.

«Тарзан, человек-обезьяна» (1932) был целиком снят в студийных павильонах и не отличался особыми художественными достоинствами, но был принят на «ура» в США и за рубежом. Тарзан и его неизменная спутница обезьяна Чита уводили зрителей из скучной обыденности в сказочный экзотический мир живой природы. Высокий, стройный, мускулистый красавец в набедренной повязке одинаково свободно чувствовал себя на земле, в воде и в воздухе. С победным кличем он перелетал на лианах с дерева на дерево, храбро сражался с хищниками и туземцами, доблестно защищал женщин, детей и зверей. Была у героя и любовь - красивая белая девушка Джейн (Морин О"Салливан), ставшая женой героя. В последующих сериях появляется и сын Тарзана (Джонни Шеффилд).

В личной жизни Вайсмюллер был далек от образа идеального семьянина. Он был женат шесть раз, особенно глубокий след в истории американской желтой прессы оставила его третья жена (1933-1938) кинозвезда Лупе Велес, за бурный темперамент получившая прозвище «Мексиканский динамит». Шумные ссоры супругов часто привлекали внимание газетчиков. Четвертая жена актера - Берил Скотт - стала матерью троих его детей.

Бесконечные похищения Джейн и мальчика, и истории их спасения Тарзаном послужили сюжетной основой для следовавших одна за другой новых серий: «Тарзан и его подруга» (1934), «Тарзан избегает опасностей» (1936), «Тарзан находит сына» (1939), «Тайное сокровище Тарзана» (1941), «Приключение Тарзана в Нью-Йорке» (1942). Чисто внешние, спортивные данные позволяли Вайсмюллеру удерживать внимание публики, несмотря на всю однотипность образа Тарзана. В 1943 вместе с продюсером Солом Лессером актер перешел на студию «РКО-Радио», где он снимался в фильмах «Триумф Тарзана» (1943) и «Приключение Тарзана в пустыне» (1943). В этих фильмах не было Джейн, так как Морин О"Салливан осталась на МГМ, но с 1945 у Вайсмюллера появилась новая партнерша - Бренда Джойс, с которой он снимался в фильмах «Тарзан и амазонки» (1945), «Тарзан и женщина-леопард» (1946), «Тарзан и охотница» (1947), «Тарзан и русалки» (1948).

Перешагнув сорокалетний рубеж, Вайсмюллер уже не соответствовал образу гибкого полуобнаженного дикаря, и Сол Лессер заменил его на более молодого актера. Вайсмюллер перешел на студию «Коламбия», где играл главные роли в фильмах про охотника Джима: «Джим из джунглей» (1948), «Потерянное племя» (1949), «Плененная девушка» (1950), «Знак гориллы» (1951), «Джим из джунглей и запретная земля» (1952), «Долина охотников за скальпами» (1953), «Дьявольская богиня» (1955). В 1958 этот сериал перешел на телевидение, но уже с другим исполнителем. Дальнейшее существование Вайсмюллера в кино было малозаметно. Последний раз он появился на экране в небольшой роли в фильме «Феникс» (1970). Последние годы своей жизни Вайсмюллер провел во Флориде, где занимал пост вице-президента компании по строительству плавательных бассейнов.

Полезные сервисы